Печать

25 января по инициативе членов комиссии Совета по транспорту состоялся круглый стол на тему: "Законность и целесообразность установки пешеходных ограждений перильного типа на территории города Новосибирска".

В нем приняли участие и.о. заместителя начальника отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Новосибирску Андрей Цветков, начальник отдела организации дорожного движения Главного управления благоустройства, озеленения и правового обеспечения мэрии г. Новосибирска Валерий Гореев, члены комиссии Совета по транспорту Алексей Мазур, Вячеслав Ашурков, Александр Ложкин, члены Совета Евгений Гаврилов и Михаил Рязанцев, юрист аппарата Совета Яна Зубрицкая. Модератором круглого стола вступил член комиссии по транспорту Алексей Куницин.

Поводом для дискуссии стала массовая установка пешеходных ограждений возле пешеходных переходов в последнее время. Очевидно, что делается это для обеспечения безопасности участников дорожного движения. Но, порой, появление новых преград для пешеходов вызывает сомнения. В частности, не так давно было установлено ограждение рядом с магазином "Капитал", не позволяющее перейти проезжу часть в сторону скульптурной композиции "Сибирские просторы". Однако, люди продолжают здесь переходить дорогу, теперь делая часть пути по проезжей части, чтобы обогнуть забор. Алексей Куницин сообщил собравшимся, что в результате двухчасового наблюдения он насчитал более 170 человек, проделавших такой путь. Так нужно ли здесь ограждение? 

Представитель департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска Валерий Гореев рассказал участникам дискуссии, что ограждения устанавливаются в первую очередь в соответствии с предписаниями ГИБДД. Место и размер ограждений зависят от ГОСТа. В свою очередь представляющий ГИБДД Андрей Цветков обратил внимание собравшихся, что ГИБДД основывается на ГОСТе, в соответствии с которым пешеходные ограждения перильного типа должны быть установлены на всех регулируемых пешеходных переходах на расстоянии 50 метров вдоль дороги, а также рядом со всеми образовательными учреждениями. Оба представителя власти обратили внимание, что при установке пешеходных ограждений на первом месте стоит критерий безопасности участников дорожного движения, а все экономические вопросы при этом отодвигаются на второй план.

На расходование и без того скудных бюджетных средств обратил внимание руководитель регионального отделения Федерации Автовладельцев России Вячеслав Ашурков. По его словам, происходит следующее: ГИБДД направляет в департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса предписания об установке пешеходных ограждений со сроком исполнения 30 дней. Очевидно, что за такой срок мэрия не имеет возможность их выполнить, так как необходимо провести конкурсные процедуры для выбора исполнителя работ в соответствии с федеральным законодательством. В результате за неисполнение предписаний на городские власти накладывают еще и административный штраф, который может достигать 300 тысяч рублей. Таким образом, мало того, что бюджет тратится на установку в спешном порядке ограждений, часть его средств расходуется в виде штрафов.

Спорным выглядит и обязательность исполнения предписаний ГИБДД. Дело в том, что по словам юриста аппарата Совета Яны Зубрицкой, в законодательстве существует принцип добровольного применения национальных стандартов, к которым относится ГОСТ. Если в законодательстве прямо не указаны объекты стандартизации, в отношении которых действие стандартов обязательно, то применение стандартов в отношении к ним является добровольным. В то же время сложилась определенная судебная практика по этому вопросу. Как правило, в конкретных случаях оспаривания предписаний ГИБДД по вопросу установки пешеходных ограждений суды встают на сторону федерального органа власти. При этом, как отметила Яна Зубрицкая, не было случая, когда бы муниципальные органы власти оспорили именно обязательность применения ГОСТ.

По результатам дискуссии были приняты следующие предложения Совету:

- обратиться в Ростехрегулирование с предложением внести изменения в ГОСТ в части регулирования пешеходных ограждений;

- обратиться в отдел ГИБДД Управления МВД России по г. Новосибирску и департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска с просьбой создать механизм предварительного согласования установки пешеходных ограждений на дорогах города, чтобы определять первоочередность и оптимизировать расходы городского бюджета;

- обратиться в департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска с просьбой об устройстве пешеходного перехода через проезжую часть между скульптурной композицией "Сибирские просторы" и магазином "Капитал" вдоль Октябрьской магистрали.